Проблемы IT-образования Беларуси

Александр Мелещенко, являющийся создателем бизнес-инкубатора IT House и имеющий за плечами внушительный стаж преподавания IT-дисциплин в ведущих ВУЗах страны, рассуждает об особенностях IT-образования Беларуси.

Что в «негативе»

Вместо перечисления проблем опишем две ситуации:

• примерно 20-30 лет назад все организации писали сами себе пакеты софта: финансы, бухгалтерия, учет кадров. С того момента в отрасли давно поняли, что намного дешевле покупать и настраивать 1С, чем придумывать что-то самим. Но ведомства и министерства продолжают рассылку циркуляров и разнарядок по подготовке IT-специалистов для создания внутренних систем автоматизации работы;

• в 14 столетии книги представляли собой большую редкость, потому преподаватели читали и комментировали дорогие книги, а студенты за ними записывали. В принципе, ничего не поменялось 700 лет спустя.

Студентам известно, что подобное обучение почти не эффективно, потому они прогуливают. Тогда система начинает оказывать сопротивление и грозить им отчислениями. Что же они делают в ответ? Прячут под партами ноутбуки и начинают программировать на Java. Иными словами, делают то, что нужно для становления успешным специалистом.

По логике, конспект или книгу можно почитать дома, а потом прийти на пары и включиться в интерактив, прорабатывать практические ситуации. В ведущих учебных заведениях мира никто не учит под запись по старинке.

Кто виноват

Существует всего 2 проблемы:

• несущественная. У системы образования нет средств. Это поправимо, поскольку IT-образование близко к индустрии, которая сегодня выступает драйвером экономики мира. Сотрудничество университета с крупными IT-корпорациями давно наладили. При желании ВУЗ может работать в совместных лабораториях или учебных центрах;

• существенная. В системе образования Беларуси лояльность стоит выше профессионализма.

В итоге люди, которые самостоятельно мыслят, которые могут привнести в систему исправления, не способны подниматься выше линейного менеджмента. Прямого разрушительного эффекта от работы лояльных людей вроде бы нет, нередко это энергичные работники, что пытаются хорошо выполнять задачи. Но косвенный эффект ужасен.

Что предпринять

Хотя и принято считать, что хорошие инициативы идут снизу, здесь немало решает позиция руководства. В образовании требуется сильный руководитель, потому нужно некое мужество, дабы сказать: мои подчиненные могут не разделять мои взгляды, спорить.

У такого руководителя в заместителях будут сильные профессионалы. Сложно иметь в подчинении талантливых людей, они смеются над ляпами и не кивают в ответ.

Выводы

Итак, подведем итог:

• в 17 лет основной проблемой является выбор призвания;

• успех на 10% зависит от выбранной IT-специальности, а 90% его от самостоятельного продвижения;

• причина проблем не в финансировании, а методике управления;

• все изменится, когда оценят по результату труда, а не по преданности.








 








belorusvuz.ru (с) 2009-2018 При цитировании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна