Для того, чтобы страна смогла просто вступить в процесс, необходимо проведение многочисленных реформ в существующей ныне системе образования. И это – экспертное мнение специалистов, выступавших недавно на посвященном вопросам реформирования образования круглом столе.
Единственная страна
По словам экспертов, все соседние страны уже присоединились к процессу и действительно предоставляют студентам документы об образовании международного образца. Отсутствие такой возможности у выпускников белорусских вузов снижает престижность образования, ставит по качеству получаемых документов и уровню их международного признания страну в ряд государств третьего мира, что конечно же неприятно. А для того, чтобы получить возможность из этого ряда выйти, требуется проводить реформирование системы образования. Такое заявление было сделано представителями общественного комитета, занимающегося как раз вопросами Болонского процесса. Оно предложено не только широкой общественности, но также отправлено для подписания в администрацию президента, и даже в Министерство образования. Исследователи надеются, что к ним прислушаются, потому что при желании можно осуществить подготовку к вступлению всего лишь за год – и в следующем году уже оказаться на международной арене.
Предложения от участников
Эксперты посоветовали Министерству образования и остальным заинтересованным лицам немедленно внести изменения в структуру законодательства, чтобы выполнить рекомендации комитета. Это потребует усилий – потому что необходимо:
1. Сделать ректоров выборными и обеспечить их подотчетность как академическому сообществу, так и партнерам заведения, в том числе и студентам.
2. Отказаться от контрактов с преподавателями на краткий срок, потому что это заставляет их зависеть от произвола руководства.
3. Гарантировать сохранение рабочего места на необходимый срок за преподавателем
4. Сделать избрание преподавателей конкурсным
5. Обеспечить представительство студентов во всех управляющих структурах вузов, причем реальное, а не номинальное
6. Закрепить право студентов на создание своих органов управления на уровне законодательства
7. Отменить распределение
8. Предоставить квотирование и гарантированное первое рабочее место даже для учащихся платного сектора.